Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ
5, С. 473-475 опубликовано: 2 августа 2009г.


БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ

[греч. θεανδρικὴ ἐνέργεια], богословская формула, получившая широкое распространение в эпоху христологических споров (VI-VII вв.). Впервые встречается у автора «Ареопагитик», к-рый говорил о «новом богомужном действии», явленном в Сыне Божием после Воплощения (Ep. 4:19). Из «Ареопагитик» эту формулу заимствовал Севир, патр. Антиохийский (представитель монофизитства), сознательно заменивший слово «новое» (καινή) на «единое» (μία). Согласно Севиру, под выражением «новое богомужное действие» «мыслим и разумеем единое, сложное [действие] и не можем иначе мыслить, после того как этим изречением всякая двойственность уничтожается» (Ep. III ad Ioannem ducem // Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. R., 1833. Vol. 7 (1). P. 71). В таком видоизмененном виде эта формула послужила главным патристическим свидетельством, опираясь на к-рое монофизиты развивали свое учение о едином действовании Христа.

В отличие от большинства монофизитских авторов (Юлиан, еп. Галикарнасский, Сергий Грамматик) Севир допускал реальное различие между божественными и человеческими свойствами внутри «единой сложной природы» (μία φύσις σύνθετος) Иисуса Христа и полагал принципом богочеловеческого единства единство энергии. Свое учение о «едином богомужном действии» он систематически изложил в полемике с Сергием Грамматиком. Севир проводил четкое различие между субъектом действия (ἐνεργῶν), действием или действованием (ἐνέργεια) и делами, т. е. тем, что произведено действованием (ἐνεργηθέντα, ἐνεργήματα, ἀποτελούμενα). Эти дистинкции были заимствованы Севиром у Псевдо-Василия (Basil. Magn. Contr. Eun. IV 1) и органически вписались в его христологическую систему. Несмотря на то что Севир называет Б. д. сложным (σύνθετος), он признает во Христе один источник движения - Божество Слова. Сложность Севир считал возможным распространить только на дела, поступки, совершаемые Богочеловеком, в к-рых отображаются свойства как Божественной, так и человеческой Его природы. Формально исповедуя Христа истинным Богом и истинным человеком, Севир тем не менее признает во Христе способным к действованию только Божество. Человечество не является активным, «самодвижным», но оказывается пассивным орудием Божества, подобно тому, как тело служит орудием души (Contra impium Grammaticum. III 33 // CSCO. Syr. 102. P. 135-136; Ep. I ad Sergium // Ibid. 120. P. 60-62). Для того чтобы при этом иметь возможность утверждать полноту человечества во Христе и единосущие Его нам по человечеству, Севир отказывается признать за энергией значение природного свойства и рассматривает энергию только как посредника между действующим и результатом действия, но не признает за ней никакой независимой реальности. По Севиру, энергия не есть самостоятельная реальность (ἐνυπόστατος), это не более чем движение действующего (ἐνεργῶν) к результату (ἐνεργηθέν), проявление самого действующего в движении. Однако при этом из виду упускается главное - понятие «энергии» не только указывает на возможность совершать те или иные действия, но прежде всего означает жизненность, жизнеспособность. По словам прп. Иоанна Дамаскина, «самая жизнь (ζωή) есть действование (ἐνέργεια), и притом первоначальное действование, живого существа (τοῦ ζῴου ἐνέργεια)...» (Ioan. Damasc. De fide orth. III 15). Именно в жизнеспособности и отказывает севирианство воспринятому Спасителем человечеству. Поэтому прот. Г. Флоровский справедливо говорит о «потенциальной ассимиляции» человечества Божеством в системе Севира (Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. С. 31).

Моноэнергизм Севира оказал влияние на монофелитство VII в., особенно в его начальной стадии. Авторы унионального проекта надеялись с помощью формулы единого Б. д. достичь единства с монофизитами, не отказываясь от авторитета Халкидонского Собора. Напр., в униональном акте, подписанном в 633 (632) г. монофелитом Киром (аль-Макукой), патр. Александрийским, с частью умеренных егип. монофизитов (феодосиан), говорится, что «тот же самый единый Христос и Сын совершает богоприличное и человеческое единым богомужным действием (μιᾷ θεανδρικῇ ἐνεργείᾳ)» (cap. 7). На VI Вселенском Соборе на эту формулу ссылался Макарий I, патр. Антиохийский, убежденный монофелит. В полемике с монофелитами правосл. авторы, также признававшие авторитет «Ареопагитик», дали формуле единого Б. д. правосл. дифелитское истолкование. Патриарх Иерусалимский свт. Софроний I в своем окружном послании писал, что «богомужное действование... по существу своему неодинаково, но разнородно и различно (τερογενῆ καὶ διάφορον)... так как оно заключает в себе и приличное Богу и человеческое и посредством весьма искусного и сложного выражения вполне обозначает всякое действие того и другого существа и естества» (ДВС. Т. 4. С. 153-154). Аналогичный подход к истолкованию этой формулы имел место и на Западе. Латеранский Собор под председательством свт. Мартина I, папы Римского, исп. (649), определил, что Б. д. является не «единым», но «двойным» или «состоящим из двух» (διπλῆν), т. е. из Божественного и человеческого действий (анафематизм 15 // Concilium Lateranense a. 649 celebratum / Ed. R. Riedinger. B.; N. Y., 1984 [ACO II 1]. P. 384).

Монофелиты, признавая, согласно оросу Халкидонского Собора, два естества во Христе, оказывались перед дилеммой: либо признать единое действие Христа Божественным и тем самым фактически вернуться на позиции севирианства, либо отнести единое действие к единому Лицу (Ипостаси) Богочеловека. Вопрос о действовании, т. о., оказывался связанным с вопросом философского порядка: чему последует энергия, природе или лицу? По единодушному мнению св. отцов правосл. Церкви (свт. Григорий Нисский, свт. Софроний Иерусалимский, свт. Агафон, папа Римский, прп. Иоанн Дамаскин и др.), энергия присуща природе, а не лицу. Противоположное утверждение противоречит догмату о Св. Троице, ибо правосл. Церковь, исповедуя в Боге три Лица (Ипостаси), признает в Нем единое, общее трем Лицам, природное действие. Тем не менее, с правосл. т. зр., о Христе можно говорить как о Едином Действующем: «Один и Тот же Христос и Сын совершал и божественное и человеческое» (Софроний Иерусалимский, свт. // ДВС. Т. 4. С. 149). Это не означает, что Лицо (Ипостась) Сына Божия мыслится причиной действований. Такой образ высказываний возможен в силу того, что два естества - Божеское и человеческое - соединены в единое Лицо и в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова и являются собственными Его природами. Поэтому все, что говорится относительно природ, может быть отнесено к Лицу и усвоено Ему. Лицо Бога Слова, т. о., не полагается как причина, но предстает носителем всех Божественных и человеческих действий. «Посему все равно, сказано ли: Христос действует по каждому из Своих естеств - или сказать: каждое естество во Христе действует с участием другого» (Ioan. Damasc. De fide orth. III 19). Прп. Максим Исповедник, разъясняя смысл формулы «Б. д.», видел в ней указание на «новый и таинственный способ проявления природных энергий Христа, в соответствии с таинственным способом их взаимопроникновения». Обладая и по Воплощении Божественным действием, Бог Слово «проявлял это действие телесным образом и с прикосновением Своей Собственной плоти... чтобы доказать, что и сама Его плоть животворна, поскольку она есть Его Собственная, а не кого-то другого, по причине подлинного с Ним единения». Прп. Максим использует в качестве аналогии пример души и тела: «Душа с собственным своим орудием - телом и естественным ее действием обнаруживает собственные свои действия и естественную свою энергию». Аналогичным образом всякое движение тела Богочеловека «было проявлением природной энергии человеческой сущности Христа, в соответствии с которой Он действовал как человек, будучи Сам по природе Богом, и совершал Божественные действия естественным способом... доказав в Себе Самом, что был совершенным Богом и совершенным человеком» (Maximus Conf. Disp. Pyr. // PG. 91. Col. 344A - 348D).

Наиболее обстоятельно с правосл. т. зр. истолковывает рассматриваемую формулу прп. Иоанн Дамаскин: «Блаженный Дионисий, выразившись, что Христос в своей жизни явил нам некоторое новое богомужное действование, говорит об одном действовании, составившемся из человеческого и Божеского, не отрицая естественных действований (τάς φυσικὰς ἐνεργείας)». Б. д., согласно прп. Иоанну, «означает то, что, так как Бог соделался мужем, то есть вочеловечился, то и человеческое Его действование было Божественным, то есть обожествленным, и не лишено участия в Божеском Его действовании. Равным образом и Божеское Его действование не было лишено участия в человеческом действовании, но каждое из обоих действований созерцалось вместе с другим... и, называя богомужное действование Христа единым (μίαν), мы разумеем два действования двух Его естеств» (Ioan. Damasc. De fide orth. III 19).

Отцы Церкви, т. о., вкладывают в формулу μία ἐνέργεια θεανδρική принципиально иной смысл, чем монофизиты и монофилиты. Словом θεανδρική правосл. авторы обозначают реальное различие двух естественных действий - Божественного и человеческого, а посредством слова μία указывают на то, что во Христе только Один Субъект действия, в силу чего действования теснейшим образом связаны между собой, ибо два естества во Христе всегда действуют «в общении друг с другом» (cum alterius communione - Leo Magn. Ep. 28: Ad Flavianum. 14), конституируя единый факт жизни.

Лит.: Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. С. 31-32; Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne. P., 1993. T. 2 (2). P. 228-233; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 341-342, 447-475; Карташев. Соборы. С. 400; Олег (Давыденков), свящ. Традиционная христология нехалкидонитов. М., 1997. С. 66-86; Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточно-православном богословии. М., 2000. С. 45-49.
Свящ. Олег Давыденков
Ключевые слова:
Христология Богословие. Основные понятия Монофизитство, еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы , божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова Монофелитство, еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа Богомужное действие, богословская формула
См.также:
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
АФТАРТОДОКЕТИЗМ учение о нетленности тела Христова (монофизит.)
БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам
ВОИПОСТАСНОЕ термин, используемый в правосл. богословии
ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу
ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение
КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира
КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ автокефальная Архиепископия, занимает 10-е место в диптихах Православных Церквей, юрисдикция распространяется на территорию Республики Кипр
АБСОЛЮТ термин философии и богословия
АКЕФАЛЫ в эпоху христологических споров общее название различных церковных партий